У большинства людей, которые никак не связаны с морским делом, либо производством и строительством, канат ассоциируется, скорее всего, с уроками физкультуры в школе, когда класс, поделенный на две половины, так дружно сражался в бою за первенство в перетягивании каната.
Стоит отметить, что канат имеет свою историю. В древние времена обыкновенные пучки проволоки связывались в кучу и это было тем, что мы сейчас называем канатом. Промышленность долго довольствовалась органическими канатами, сплетёнными из волокон и металлическими цепями, пока не наступил девятнадцатый век. Ведь именно в девятнадцатом столетии были изобретены первые машины, в том числе и подъёмные, что уже само по себе требовало присутствие более прочного каната. В тысяча восемьсот двадцать седьмом году немецким советником В. Альбертом было предложено впервые использование проволочного витого каната. Данный канат был свит вручную и состоял из двенадцати проволочек диаметром в три с половиной миллиметра. Следует сказать, что он был очень неуклюжим и требовал доработок. Но всё же, в горном деле были заменены железные цепи и пеньковые канаты, что дало возможность стать работам безопаснее и увеличить глубину проходимости шахты.
В тысяча восемьсот сороковом году в Словакии состоялась разработка и появление на свет первой машины для свивки металлического каната. До семидесятых годов девятнадцатого столетия проволочный канат продолжали изготавливать из мягких железных проволок, у которых предел прочности был пятьдесят-семьдесят кгс/мм2.
Тысяча восемьсот семидесятый и тысяча восемьсот семьдесят первый годы были годами, когда в производстве канатных проволок применили впервые использование литой стали. Безусловно, прочность самого каната напрямую зависит от качества канатных проволок – чем они лучше, тем прочнее канат. В 1913 году в словаре-энциклопедии «Гранат» было определение канатов, согласно которому они состояли из трёхсот проволок толщиной примерно до четырёхсот миллиметров. Хотя, толщина каната могла быть и четыреста миллиметров, именно столько имеет канат висячего моста в городе Нью-Йорк. Прошло каких-то сорок лет и в мире появился канат, состоявший из семнадцати тысяч пятисот проволок. Прочность таких канатов огромна – на разрыв он может выдержать девяносто шесть тысяч тонн.
Стоит отметить, что очень долгое время Россия импортировала проволочные канаты. Смелость обеспечить всю страну канатами взял на себя завод в городе Москва «Серп и молот» и уже на момент начала войны 1941 года весь Советский союз был полностью обеспечен этим важным товаром.